Трилогия Человека-паука с Томом Холландом – в сущности одна большая история становления: никакого ещё героя в MCU не запрягали так долго, разве что Максимову Ванду. Тем не менее, новый фильм завершает origin story Питера Паркера блистательно. На мой вкус, это самая гармоничная кинематографическая интерпретация паучьей мифологии. Гармоничность No Way Home кроется в амбивалентности картины. С одной стороны, она оправдывает все наши гиковские надежды, с другой – всегда находит чем удивить. Задаёт по-марвеловски легкомысленный подростковый настрой, но вдруг обнаруживает место для печали и необратимости. Наконец, полностью выстроенный на отсылках и упоминаниях, фильм умудряется быть потрясающе цельным и самоценным. Жан-Франсуа Лиотар в своё время категорически противопоставил постмодернизм и метанарратив, заявив, что первый испытывает скептицизм и недоверие по отношению ко второму. Spider-Man: No Way Home опровергает такое заявление Лиотара: оставаясь произведением постмодернистским, он мастерски плетёт, уж простите за плохой каламбур, паутину метанарратива, завершает стройный узор символов и метафор и превращается во взаимопроникающее надповествование о Человеке-Пауке.